Уважаемые родители!
Предлагаем Вашему вниманию полезную информацию с целью информирования об условиях психолого-педагогического сопровождения детей c ОВЗ в ДОО.
Психолого-педагогический консилиум (далее ППк) – это наиболее распространённая и актуальная форма индивидуального сопровождения развития ребёнка. Комиссия обеспечивает согласованную, системную деятельность различных специалистов и семьи в индивидуальном развитии и укреплении здоровья ребёнка.
Состав психолого-педагогического консилиума ДОУ:
В состав ППк МБДОУ входят: председатель ППк (старший воспитатель), учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Основные направления деятельности консилиума:
1. Выявление проблем развития и здоровья детей.
2. Разработка стратегии сопровождения ребёнка.
Цель ППк в МБДОУ: обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Задачи ППк:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребёнка;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи в рамках, имеющихся в МБДОУ;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния.
Алгоритм действий специалистов и родителей по сопровождению детей с ОВЗ.
- Обследование ребёнка специалистами ППк может осуществляться по инициативе, как родителей, так и сотрудников ДОО с согласия родителей на основании соглашения – договора на психолого-педагогическое сопровождение ребёнка. Если родители отказываются от обследования ребёнка специалистами ППк ,они пишут заявление-отказ.
Документы, регламентирующие деятельность ПП консилиума ДОУ:
- Распоряжение Минпросвещения России №Р-93 от 9.09.2019г Об утверждении примерного положения об ПМПК образовательной организации (распоряжение_на_сайт.pdf, 10 145 КБ)
- План работы ППк на 2024-2025 учебный год
- Заявление родителей на согласие (не согласие)
- Договор между образовательным учреждением и родителем ребенка.
- Протокол заседаний ППк
- Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями
- Мониторинг обеспеченности ППк
- Перечень документации ППк
В нашем детском саду успешно функционирует ППк. Для сопровождения специалистами консилиума отбираются дети, нуждающиеся в педагогической, психологической, логопедической коррекции. Каждый специалист консилиума обследует ребенка. На основании обследования составляется программа индивидуальной работы с ребенком.
В начале года составляется план работы ППк. Плановые заседания ППк проводятся 1 раз в квартал. Внеплановые (по запросу) заседания проводятся по мере выявления проблемы.
Консилиум придерживается 3 этапов подготовки и проведения консилиума:
1 этап — подготовительный. Проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке.
2 этап — основной. Проводится заседание консилиума, на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
3 этап — контролирующий. Члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальную программу развития ребенка.
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей,
- какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять,
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения,
- какую работу могут взять на себя участники консилиума,
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива,
- что можно сделать с помощью семьи,
- каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе.
Специалисты ППк нашего детского сада выработали алгоритм работы ППк:
1) выявление проблемы у ребенка:
- беседа с родителями;
- диагностика;
2) заседание консилиума;
3) разработка индивидуального плана сопровождения ребенка;
4) реализация намеченного плана;
5) отслеживание динамики развития ребенка;
6) при необходимости внесение изменений в индивидуальный план развития ребенка;
7) консультация родителей ребенка с рекомендациями по обучению и воспитанию;
8) направление к специалистам,
9) создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье.
На первом заседании консилиума педагоги обсуждают результаты диагностического обследования ребенка.
Если сопровождение ребенка консилиумом не дает положительной динамики, педагоги ДОУ рекомендуют пройти обследование в поликлинике. При выявлении у ребенка тяжелых нарушений речи или других отклонений в развитии, направляют его на городскую ПМПК для определения дальнейшего сопровождения ребенка.