Страницы

Обратная связь

Отправить сообщение

Ваше письмо успешно отправлено

УДК 378(045)

ББК 74.58

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО ПО СОЗДАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.О. Бухарина

Россия, г. Челябинск

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет»

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Научный руководитель Лысова А.А., к.п.н., доцент

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования социального опыта детей с нарушениями зрения, особенности взаимодействия педагогов по созданию воспитательной среды в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, воспитательная среда, социальный опыт детей с нарушениями зрения, взаимодействие педагогов дошкольного образования.

INTERACTION OF PRESCHOOL TEACHERS TO CREATE AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE FORMATION OF THE SOCIAL EXPERIENCE OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

N.O. Bukharinа

Russia, Chelyabinsk

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State

Humanitarian Pedagogical University "

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Scientific supervisor Lysova A.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract: the article deals with the problem of the formation of the social experience of children with visual impairments, the peculiarities of the interaction of teachers to create an educational environment in inclusive education.

Keywords: inclusive education, educational environment, social experiences of children with visual impairments, interaction of preschool education teachers.

В современных условиях одним из важнейших принципов дошкольного образования является принцип психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО). В стандарте подчеркивается, что инклюзивное образование строится на основе наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и требует условий, максимально способствующих социальному развитию дошкольников (п. 3.2.2) [1, с. 16]. Среди данных условий следует выделить взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО), которые включены в процесс комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для решения задач социального развития, в том числе формирования социального опыта дошкольников.

Социальный опыт рассматривается в научной литературе как «комплекс социальных знаний и умений, стремления к преобразованию социальной действительности, которые формируются в ходе познавательной и практической деятельности ребенка», «результат активного взаимодействия личности с окружающей социальной средой», «синтез различных ощущений и переживаний, знаний, способов поведения и деятельности, социальных умений и навыков, социальных установок и ценностных ориентаций» [2, с. 41].

В структуру социального опыта детей дошкольного возраста включаются знания о нормах, правилах поведения, общения и деятельности (познавательный компонент), социальные эмоции и чувства, ценностные ориентации (эмоционально-ценностный компонент), умения и навыки общения и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми (коммуникативный компонент), способы поведения и деятельности (поведенческий компонент). Для детей с нарушениями зрения освоение данных компонентов социального опыта идет своеобразно: в условиях зрительной депривации затруднено освоение социальных знаний и умений, навыков общения и социального взаимодействия (Л.И. Плаксина) [3].

В образовательном пространстве ДОО для детей с нарушениями зрения необходимо создание воспитательной среды, направленной на создание условий для формирования социального опыта. С учетом принципа психолого-педагогического сопровождения данный процесс должен осуществляться комплексно, в тесном взаимодействии педагогов ДОО. Каждый специалист решает вопросы формирования социального опыта в рамках своих профессиональных компетенций [4].

Тифлопедагог на коррекционных занятиях проводит игры по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития осязания и мелкой моторики, уделяя внимание формированию социального опыта в рамках этих курсов. В игровой форме дети знакомятся с предметами быта, учатся самостоятельно действовать с ними в практической ситуации, познают «мир людей». Тифлопедагог, руководя игрой, учит детей с нарушениями зрения правильно воспринимать окружающий мир и отображать его в играх. Кроме того, удовлетворяется потребность детей в общении со взрослым и сверстниками, что непосредственно связано с формированием положительного коммуникативного опыта ребенка.

Воспитатели группы закрепляют социальные знания и умения в режимных процессах. Особое значение имеет организация сюжетно-ролевых игр, в которых дети пробуют себя в различных социальных ролях. В ходе игрового сюжета дети с нарушениями зрения осваивают нормы и правила поведения, знакомятся с социальными ролями взрослых, оказывают друг другу помощь. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию различных социальных эмоций и чувств (гуманности, сочувствия, сопереживания и др.). В условиях инклюзивного образования создаются условия для организации воспитательной среды в общеобразовательной группе, так как воспитатель вовлекает в игровой процесс всех детей, как детей с нарушением зрения, так и детей с нормальным зрением. Это дает возможность для общения и взаимодействия детей с нарушениями зрения со сверстниками, что благоприятно отражается на формировании у них социального опыта.

Логопед уделяет внимание развитию речи в процессе игр детей. В его задачи входит формирование у детей с нарушениями зрения умений составлять связное речевое высказывание, задавать вопросы, вести диалог с педагогом и со сверстниками в процессе совместной деятельности; обогащение опыта использования приветствия, прощания, благодарности, формирование умений выражать просьбы, сообщать собеседникам свое мнение. В игре дети с нарушениями зрения осваивают правила речевого этикета, что также входит в структуру социального опыта.

В процесс психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения также включаются педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, которые на своих занятиях создают условия для формирования социального опыта. Главная цель взаимодействия – использовать потенциал каждого специалиста, объединить усилия всех субъектов педагогического процесса в работе по формированию социального опыта детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Взаимодействие педагогов позволяет осуществлять работу по формированию социального опыта комплексно, на всех занятиях и в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей. Это дает возможность для общения детей с нарушениями со сверстниками, освоения опыта совместной деятельности.

Таким образом, взаимодействие педагогов дает возможность реализовать принцип комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения и создать воспитательную среду для формирования у них социального опыта в условиях инклюзивного образования. В условиях инклюзивного образования воспитательная среда создается в целях формирования социального опыта всех детей, но при этом учитываются особенности дошкольников с нарушением зрения, их особые образовательные потребности. Включение детей с нарушением зрения в процесс общения и взаимодействия со нормально видящими сверстниками способствует их успешной социальной адаптации, социализации, освоению социального опыта как в процессе общеобразовательных занятий и игр, так и в процессе коррекционной работы в условиях комплексного психолого-педагогического сопровождения всеми специалистами дошкольной образовательной организации.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.

2. Неясова, И.А. Социальный опыт как педагогическая категория / И.А. Неясова // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 4 (8). – С. 41–44.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / под ред. Л.И. Плаксиной. – Москва : Экзамен, 2003. – 256 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе : коллективная монография / под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск : ЧИПКРО, 2014. – 204 с.

 
Заведующий МБДОУ "ДС № 66 г. Челябинска"  
Родикова Лидия Владимировна
тел: 8 (351)775-31-34
Пн-чт - 8.30-17.30
Пт - 8.30.- 16.15
Обеденный перерыв: 12.15.-13.00
Часы приёма:
Пн. -14.00 - 17.30
Чт - 09.00 - 12.00

 Уважаемые гости нашего сайта!

Просим Вас принять участие в

онлайн-анкетировании с целью

изучения мнения получателя

услуг о качестве условий осуществления

образовательной деятельности МБДОУ "ДС № 66 г. Челябинска"



 


Уважаемые родители и гости нашего сайта! Приглашаем вас подписаться на нашу страничку  сообщества в ВК и ОДНОКЛАССНИКАХ. Там вас ждет много интересного!

 


 


 


 Разработка режима дня

Составление режима дня и оценка двигательной активности детей


 Обучение по санитарно-просветительским программам

"Основы здорового питания"

Обучение по санитарно-просветительским программам


 

Летняя кампания

 ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


 

 


 


 

 


 

 

 


       

     

 

 

 

Администратор сайта

Администратор сайта:

Карпаева Ирина Георгиевна

    http://www.edu.ru/themes/Edu_portal/images/logo.jpg   https://sites.google.com/site/mbdoucrrds370/glavnaa-stranica-sajta/mini_Traktorozavodskiy_rayon.jpghttps://sites.google.com/site/mbdoucrrds370/glavnaa-stranica-sajta/fcior130x59.gif  

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?