Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.
Старший воспитатель Полищук Оксана Владимировна, учителя-логопеды МБДОУ "ДС № 66 г. Челябинска" Карпаева Ирина Георгиевна., Костянова Елена Викторовна.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам общества и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение педагогической компетентности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо найти эффективные формы заимодействия с семьей, чтобы родителей сделать активными участниками педагогического процесса.
В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представляет собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на меняющиеся запросы родителей воспитанников. В зависимости от этого меняются формы работы с семьей. Для успешного взаимодействия с родителями нашим педагогическим коллективом были определены следующие задачи, которые представлены на экране:
‒ Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
‒ Консолидировать усилия семьи и детского сада, направленные на развитие и воспитание детей;
‒ Создать атмосферу взаимопонимания с родителями воспитанников;
‒ Активизировать и обогащать знания и умения родителей по вопросам психологического детей;
‒ Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
В нашей ДОО выбраны основные направления взаимодействия с родителями, которые мы используем в своей работе :
- Познавательное направление. Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей знаний и практических навыков воспитания детей дошкольного возраста.
- Информационно-аналитическое направление. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической компетенции, установление контакта между педагогами и родителями.
- Наглядно-информационное направление. Цель: донесение до родителей необходимой информации в доступной форме, тактичное напоминание о родительских обязанностях и ответственности.
- Досуговое направление. Цель: установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Рассмотрим основные формы работы с родителями по следующим направлениям.
1. Познавательное направление, которое включает в себя:
- Родительское собрание и встречи за «круглым столом»;
- Консультации и индивидуальные беседы;
- Проектная деятельность;
- Семинары-практикумы;
- Дни открытых дверей;
- Гость группы;
- Семейные клубы для родителей;
- Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи являются родительское собрание. Мы ушли от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. В предварительной подготовке мы изготавливаем памятки, приглашения на собрания, оформляем благодарности. На родительском собрании используем деловые игры, мастер-классы, видеозаписи деятельности детей, фрагментов занятий, конкурсных выступлений и других мероприятий, которые проводятся без родителей, показ презентаций о совместной проектной деятельности. Организуя таким образом родительские собрания, мы наблюдаем положительные результаты: родители стали более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. В качестве примера, можно привести следующие родительские собрания, которые прошли с использованием интерактивных форм: в старшей группе - «Маленькие открытия в нашей дружной семье»., мастер – класс «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»., деловая игра «Защитим наших детей»., круглый стол: "Семейные традиции".
Индивидуальные тематические консультации и беседы организуются нашими педагогами с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Такие консультации проводятся не только педагогами, но и специалистами, работающими в нашем учреждении. В нашем детском саду работают такие специалисты, как: педагог – психолог, учитель – логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель. Педагоги стремятся дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить квалифицированную помощь и совет. В этом году стали использовать в своей работе и «заочные» консультации. В каждой группе размещен ящик для вопросов родителей (Родительская почта). Читая почту, педагог заранее подготавливает полный ответ, советуется с коллегами, а в случае необходимости переадресовывает вопрос нашим специалистам. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Организация детско – родительских проектов проводится в ДОО на постоянной основе. Любой проект включает в себя блок работы с семьей. В ходе реализации проектов, родители участвуют в создании выставок, написании мини-сочинений, конкурсов, оформлении стен – газет и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом деле. По опыту работы мы сделали вывод, что ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. В прошлом учебном году у нас были реализованы детско – родительские проекты. По итогам детско – родительского проекта «Мы и природа» в средней группе родителями были созданы стенгазеты на экологическую тематику. В рамках реализации проекта по семейному воспитанию «Моя семья» в подготовительной к школе группе родители изготовили макеты на тему «Мое генеалогическое дерево» и «Семейные гербы», а в ходе проекта «Белые пятна земли» в старшей группе была организована выставка поделок детей совместно с родителями на тему «Природа Севера».
Семинары - практикумы: Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары- практикумы, которые мы начали активно внедрять в работу с родителями в прошлом учебном году. Так как в штате учреждения появились специалисты, стали привлекать их к организации и проведению таких семинаров. Интересным и познавательным для родителей был проведенный семинар «Роль развития мелкой и артикуляционной моторики в процессе формирования речи у детей дошкольного возраста», где был организован практический показ и выполнение родителями упражнений и игр на развитие мелкой и артикуляционной моторики. Родители не пассивно выслушивали рекомендации, а были активными участниками процесса. На данном мероприятии было показано сотрудничество педагога-психолога, учителя-логопеда и родителей, взаимоотношения которых происходили в духе равноправия партнеров.
Дни открытых дверей в настоящее время приобретают широкое распространение, также они стали неотъемлемой частью в нашем учреждении. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день наши родители имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Сближению детей, родителей и воспитателей способствует такая форма работы, как – «Гость группы». Родители беседовали с детьми о профессиях, проводили мастер-классы, играли в игры. В течение учебного года гостями детского сада стали лейтенант полиции Шклярук Е.Ю с беседой о ПДД., врач-стоматолог.
Семейный клуб. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. В нашем детском саду создан семейный клуб по музыкальному просвещению родителей, руководителем которого является музыкальный руководитель Ольга Владиславовна Галаганюк. Заседания клуба для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей, а также планом работы клуба.
2. Следующим немало важным направлением является информационно-аналитическое, которое включает в себя:
‒ Анкетирование. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. На основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности
‒ Сайт. Блоги групп. Информационно-просветительские формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей. С этой целью в детском саду создан сайт для информирования родителей о деятельности учреждения, консультирования по различным вопросам, организации обратной связи.
3. Одним из направлений работы с родителями является наглядно-информационное, которое включает в себя:
‒ Информационные буклеты;
‒ Памятки – небольшие рекомендации родителям по различной тематике.
‒ Информационные листы и стенды. Педагоги используют информационные листы для доведения до родителей информации предстоящих собраниях, мероприятиях, экскурсиях;
‒ Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Я хочу быть здоровым», «Как приучить ребенка к книге», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
‒ Фотовыставки, организованные в нашем детском саду, носят тематический характер. В них запечатлены самые интересные моменты проведенных в ДОУ различных мероприятий.
4. Важным направлением является досуговое, которое включает в себя:
‒ Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
‒ Выставки работ родителей и детей
‒ Совместные походы и экскурсии
Досуговые формы организации общения устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей мы считаем эффективными, потому что воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относится проведение педагогами детского сада таких традиционных совместных праздников, как «День защитника Отечества», «8 Марта», «День матери», «Новый год», «Папа, мама, я — дружная семья». Из нетрадиционных мероприятий можно выделить праздник «День семьи, любви и верности»; досуг по изучению правил дорожного движения «Устами младенца»; спортивные развлечения «Веселые старты»; игру – квест «По следам уходящего лета» и др.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). В нашем детском саду были организованы выставки «Дымковская игрушка», «Осенние фантазии», «Подарки деду Морозу», вернисажи «Моя семья», «Времена года».
Еще одной интересной формой взаимодействия с родителями являются Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. Так как детский сад находится в окружении лесных массивов, мы решили использовать такую возможность. В летнее время была проведена экскурсия с детьми подготовительной группы совместно с родителями «Мы – друзья природы», нацеленная на ознакомление дошкольников с окружающей природой.
Ежегодно родители наших воспитанников вносят большой вклад в создание предметно – пространственной среды на участках детского сада. Зимой родители создают снежные фигуры, а в теплое время года создают различные постройки для игровой деятельности детей.
Заключение
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия ДОО и семьи — двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. Всей своей работой педагогический коллектив нашего детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. А внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, что дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.
БУКЛЕТЫ:
- Здоровьесберегающие технологии (для педагогов)
- Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- Информационный буклет для родителей
- ЗОЖ семьи-залог здоровья
Буклеты по лексическим темам с использованием здоровьесберегающих технологий:
- "Весна"
- "Бытовая техника"
- "Зима"
- "Овощи"
- "Осень"
- "Посуда"
- "Животные жарких стран"
- "Домашние птицы"
- "Мой дом"
ИГРЫ:
- Автоматизация звука "С" - "Путешествие по стрелочкам"
- Автоматизация звука "Ш" - "Путешествие по стрелочкам"
- Автоматизация звука "Ц" - "Путешествие по стрелочкам"
- Автоматизация звука "Р" - "Путешествие по стрелочкам"
- Автоматизация звука "Л" - "Путешествие по стрелочкам"
- Автоматизация звуков
- Ходилки
- Йоготвистер
- Биоэнергопластика
- Игры на развитие межполушарного взаимодействия
- Умная зарядка
- Картотека игр по нейробики 4-7 лет
- Нейрозарядка
- Кулачки-ладошки Л-Ль
- Кулачки-ладошки Р-Рь
- Тетрадь для развития межполушарного взаимодействия для дошкольников
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ:
АНКЕТЫ:
1. Анкета для родителей по проблемам дошкольного образования
2. Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению
3. Анкета для родителей по оценке развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
4. Анкета для родителей по вопросам экологического образования детей в семье
5. Анкета для родителей "Правила и безопасность дорожного движения"
6. Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей
7. Анкета по оценке взаимодействия родителей с педагогами
8. Анкета для родителей "Психологическая зависимость детей от телевизионной рекламы"
9. Анкета для родителей по вопросам безопасности жизни и здоровья детей
10. Анкета для выявления педагогических установок родителей
11. Анкета для родителей по вопросам формирования у детей культуры здорового питания
13. Анкета для родителей "Поддержка детской инициативы"
14. Анкета «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада»
17. Анкетирования родителей по удовлетворенности качеством образовательных услуг в МБДОУ